Главная » Статьи » Про город Барнаул » Городские легенды Барнаула

Легенда Барнаула Подземная река

Недавно исследователи из группы Historical Barnaul обнаружили в Барнауле подземную реку или подземный ручей, это уж как вам удобно. И написали об этом в своей группе ВК, ссылка выше. Не забыв выложить и фото, где можно увидеть замёрзший подземный водопад, фото самого русла реки, которое явно рукотворное, а так же вход в это таинственное место. Тут я цитирую их рассказ о вылазке в тоннель, а также добавлю фото.

 

 

 

Не зря Барнаул называют столицей мира! Есть у нас свой Порт-Артур и Сан-Франциско, свои Рублевка и Пентагон, но мало кому известно, что рядом с железнодорожным вокзалом по старинному тоннелю течет «Барнаульская Неглинка». Мы, двое любителей истории Барнаула – преподаватель Данил Сергеевич Дегтярев и юный краевед Евгений Клепиков, решили проникнуть в тайну подземной реки и ее каменного русла. 
В 2010 г. известный диггер-краевед Евгений Кучинев сделал фотографии тоннеля под железнодорожными путями.Эти снимки привлекли наше внимание, тогда-то мы и начали поиск информации об этом загадочном объекте. Первым делом нам пришлось изучить историю сооружения Алтайской железной дороги. И вот после долгого и кропотливого «копания» в архивах, библиотеке им. Шишкова, а также на просторах всемирной паутины, наша работа принесла первые плоды. Окунувшись в прошлое, мы выяснили, что каменные тоннели для небольших речек и ручьев сооружались одновременно с железнодорожными путями. Исходя из этого, вполне обоснованно можно утверждать, что и наш тоннель был сооружен летом 1914 г., когда прокладывались пути в районе Барнаула. В далёком прошлом на этом месте бежал безымянный ручей, который, возможно, вытекал из прудков на месте нынешней стоянки автовокзала. В подземелье!  После тщательного изучения мы решили лично посетить этот загадочный тоннель. Путь оказался не из легких. Первой преградой на нашей дороге стал небольшой водопад, который находится в пятнадцати метрах от входа в тоннель. К счастью, пока что он не мешал двигаться к своей цели. Чем дальше мы шли, тем яснее становилось, что это, наверное, еще не все трудности, ждущие нас дальше. Более ста метров ручей бежал по высокому тоннелю., по которому можно было идти в полный рост. Последние 40 метров этого тоннеля, судя по каменной кладке его стен, были построены в начале XX века. Но вскоре началась самая сложная часть нашего «путешествия в недра земли». Ведь высокий тоннель переходил в узкую бетонную трубу метра полтора диаметром. У нас не оставалось выбора, кроме как пробиваться к цели на корточках. Через некоторое время путь гусиным шагом прекратился, и мы добрались до конечной точки нашего маршрута – до люка, через который в темное подземное царство проникал слабый лучик дневного света. Позже, выйдя наверх, мы смогли отыскать этот люк недалеко от пешеходного моста, проходящего через железную дорогу. 
Второе посещения тайной реки для нас стало шокирующим. Очутились мы в тоннеле в начале января, и самым неожиданным препятствием стал тот самый водопад – он замерз ! Непросто оказалось преодолеть почти отвесную ледяную стену высотой в полтора метра! В этот раз нам удалось пройти почти до конца бетонной трубы. В этом месте уже был виден большой кирпичный тоннель. В двух метрах от нас он поворачивал направо. К сожалению, пройти эти последние два метра и заглянуть за поворот не удалось, глубина оказалась слишком большой. Мы предположили, что как раз в кирпичном тоннеле и есть исток ручья, некое подземное озеро. В общей сложности мы прошли под землей около 210 метров.  В результате экспедиций мы узнали, что тоннель состоит из четырех частей: низкого бетонного короба до водопада, высокого бетонного и каменного короба, бетонной трубы и кирпичного тоннеля с подземным озером. По всей длине тоннеля бежит безымянный незамерзающий ручей. Кстати, на его берегах почти нет бытового мусора. Зато в разгар январских морозов мы нашли там живых дождевых червей!
Откуда водичка?   Экспедиции дали нам ответы на многие вопросы, кроме одного: откуда же взялась эта странная река? За получением информации мы решили обратиться к железнодорожникам и экологам. 
Ольга Николаевна Бучнева, руководитель Музея истории железной дороги, нас очень тепло приняла и согласилась помочь в решении проблемы. Но каково же было наше удивление, когда на вопрос о тоннеле от большинства респондентов мы услышали: «Извините, но, к сожалению, я ничего не знаю об этом объекте». Даже заслуженный ветеран Станислав Маркович Пожарский (бывший начальник Алтайского отделения Западно-Сибирской ж.д., проработавший на Алтае более 60 лет) только бессильно развел руками. Большие надежды Ольга Николаевна возлагала на путейцев, которые несколько лет назад производили работы на выходе ручья из-под насыпи, но и они нам ничего не сообщили. Причина этого, как оказалось, была в том, что их богатейший архив в результате несчастного случая был утерян. Лишь главный инженер вспомнил, что когда-то видел старый чертеж этой коммуникации (тоже ныне утраченный), на схеме которого было показано, что вода в тоннель под железной дорогой попадала из системы городской ливневой канализации, примерно из района проспекта Ленина.   Авторитетный специалист по вопросам экологии Барнаула Ирина Владимировна Жерелина сообщила, что в 2001 году они проводили работы на речке Пивоварке и ее притоках. «Сделав пробы воды в ручье, обнаружив там мазут и другие примеси, мы предположили, что это технические сливы из локомотивного депо. А русло ручья, между выходом из-под путей и впадением в Пивоварку, выглядит как искусственно прорытый канал», -поделилась Ирина Владимировна. Итак, наш "водный" вопрос так и остался без ответа: экологи предполагают, что грязный ручей - это дело рук железнодорожников, а те считают, что это сбросы из системы городского коммунального хозяйства. Поэтому тайна «барнаульской Неглинки» все еще до конца не раскрыта.  Откуда берёт начало этот подземный поток - сегодня никто не может сказать наверняка. Но мы надеемся, что когда-нибудь это перестанет быть тайной.

Старинный тоннель под железной дорогой, по дну которого бежит подземная речка, по-прежнему остается неиссякаемым источником тайн и загадок. Несмотря на то, что мы совершили туда уже четыре экспедиции, каждый следующий поход приносит все новые открытия. 
На этот раз мы решили спуститься под землю, чтобы всё-таки выяснить – где же исток ручья? Но совершенно неожиданно за пару дней до похода мы узнали ошеломительную новость. Оказывается, еще в 50-е годы тоннель мог использоваться не только для пропуска вод. По нему в то время ходили люди! Пешеходного моста через железную дорогу возле вокзала в то время еще не было, и подземный ход был одним из коротких путей из центра Барнаула к поселку Оспиенко. Дорогу даже освещали электрические фонари. Вот почему высота тоннеля составляет около 2 метров. Конечно, массового движения по тоннелю не было, но отдельные пешеходы все же им пользовались. А прекратили движение по подземному ходу в связи с тем, что некоторые путники, решившие там пройти, уже не выходили на поверхность – их просто убивали. Там же прятали и тела убитых. Советской милиции это надоело, и проход под путями закрыли. Так, что идея сооружения тоннеля под железной дорогой возле вокзала для проезда транспорта, оказывается, возникла не на пустом месте – в прошлом такой путь существовал, пусть и в «пешеходном» варианте. 
Теплым майским вечером мы отправились в очередное путешествие. Первое открытие ждало нас прямо у входа, на водопаде. Его ледяная шапка весной стекла в Пивоварку, поэтому стал виден рельс, который когда-то положили здесь для укрепления водопада. И тут фонарик выхватил какую-то надпись на нем. Каково же было удивление, когда мы рассмотрели эту надпись получше! Ведь перед нами лежал предмет, который был старше самого тоннеля: на рельсе мы прочли: «1893 года». Судя по всему, рельс оказался в Сибири в связи со строительством Транссиба, а оттуда попал на Алтайскую железную дорогу. Пока неясно – положили сюда этот рельс в момент сооружения тоннеля или все же позже. 

 А потом был знакомый путь по квадратной галерее и круглой бетонной трубе до того самого кирпичного колодца, где закончился наш прошлый поход. На этот раз мы попали в загадочное помещение и увидели, что оно заполнено водой и донным илом по колено. Но это вовсе не исток подземного ручья, ведь вода в него попадает из небольшой круглой кирпичной трубы. Пройти по этой трубе не представлялось возможным, она была заполнена почти доверху. Вопрос об истоке ручья так и остался пока нерешенным...

Вам стало интересно? А, может быть, вы что-то знаете про тоннель или про ручей? Тогда сообщите нам! Наши контактные данные: 
- Дегтярев Данил Сергеевич, канд. ист. наук, руководитель исследовательской группы. Электронный адрес:danildegtyarev@yandex.ru. телефон: 8-961-238-20-64. 
- Клепиков Евгений, молодой краевед Электронный адрес:zhenyatr1999@gmail.com.

 

Если вам интересна подобная тема, у меня на сайте есть ещё одна статья, которая вам понравится: Легенда Барнаула "Подземный тоннель"

Категория: Городские легенды Барнаула | Добавил: didicgami (04.03.2016)
Просмотров: 1419 | Теги: легенды барнаула | Рейтинг: 0.0/0

Другие интересные материалы:

Всего комментариев: 0
avatar